Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данной работы заключается в том, что проблема учебного сотрудничества относиться к наиболее важной в современной жизни младших школьников, особенно данная тема актуальна в наше время, когда психология признаёт общение и совместную деятельность со сверстниками одним из основных факторов психического развития ребёнка, его необходимым условием наряду с общением со взрослыми. Но современная школьная жизнь устроена так, что в учебной деятельности младших школьников такой существенный фактор развития, как учебное сотрудничество детей, действует слабо, его богатые возможности практически не используются. Что не может не затруднять создание единой картины социализации ребёнка.
Сотрудничество – это важнейшая часть социализации и поэтому навык учебного сотрудничества необходимо развивать в детях ещё в младших классах. От того, как будет складываться сотрудничество в учебной деятельности, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблемы учебного сотрудничества становится весьма актуальной.
Также учебное сотрудничество соответствует новым представлениям об образовании, гуманистическому личностно-ориентированному подходу в образовании, отвечающая запросам социума, в связи с повышением значимости человеческого фактора. Вместе с тем, современные исследователи педагоги и психологи утверждают, что сотрудничество со сверстниками играет не заменимую роль в развитии, обучении и воспитании младших школьников.
В настоящее время перед школой стоит социальный заказ общества - воспитание грамотной личности, способной взаимодействовать с другими людьми. И так как такое взаимодействие может развиться, и сформироваться в процессе обучения начиная самого раннего детства, то особая роль отводится периоду обучения в начальной школе, где в процессе учебной деятельности (ведущей деятельности в младшем школьном возрасте), под руководством учителя развивается навык учебного сотрудничества.
В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился деятельностный подход к обучению, основополагающими положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося, как функционального субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка школьника к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Большая часть исследователей А.И. Божович, А.А. Люблинская, В.Я. Ляудис, М.С.Соловейчик, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др. склоняются к тому, что от особенностей сотрудничества учителя и младших школьников зависит характер учебных мотивов и эффективность дальнейшего обучения. И эта зависимость оказывает серьёзное влияние на детей.
В связи с этим особенно важным нам представляется изучение особенностей проявления сотрудничества как особой формы учебного взаимодействия детей друг с другом и с учителем, при котором максимально раскрывается личностная инициатива детей, появляется взаимный обмен информацией, появляется положительная реакция на «непохожесть» участников взаимодействия.
Использование модели обучения, в основу которой положена деятельность ученика, сделало проблему педагогического сотрудничества учителя и учащихся, младших школьников друг с другом особенно актуальной.
Противоречие: между необходимостью развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации и недостаточностью сведений об этом процессе в научно-методической литературе.
Проблема: каково содержание развития навыков сотрудничества у младших школьников в общеобразовательной организации?
Цель исследования: спроектировать занятия мероприятий педагога психолога по развитию учебного сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Объект исследования: процесс учебного сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Предмет исследования: способы организации сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Гипотеза исследования: вероятно, содержание развития навыков сотрудничества у третьеклассников в общеобразовательной организации должно включать задание цель которого ставить и решать следующие коммуникативные задачи: установка и поддержка необходимых контактов со взрослыми и сверстниками, просьба другого о помощи, согласование своих действий с учетом позиции другого, полное и ясное выражение своих мыслей в монологической и диалогической формах речи.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ основ проектирования мероприятий педагога-психолога по развитию учебного сотрудничества у младших школьников.
2. Провести эмпирическое исследование по изучению особенностей учебного сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
3. Спроектировать и реализовать занятия мероприятий педагога-психолога по развитию учебного сотрудничества младших школьников со взрослыми и сверстниками.
Методы исследования: теоретические: теоретический анализ и обобщение научной информации; эмпирические: психодиагностические (наблюдение, психодиагностика, доверительная беседа); обрабатывающие: количественный и качественный анализ результатов исследования.
1. Методика Социометрический срез «Моя группа».
2. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности.
База исследования – Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 34 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Волгограда.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в работе практического психолога, учителей и родителей при решении задач формирования личности. Эти данные также могут содействовать решению проблемы социально-психологической адаптации современной молодежи в новых социальных условиях.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОГРАММ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО РАЗВИТИЮ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе
На сегодняшний день вся система обучения в том числе, находится под воздействием идей, которые были сформулированы в трудахпсихологов- теоретиков общей и педагогической психологии (В.В. Давыдов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.А. Амонашвили и др.) и выдающихся практиков современной школы (А.С. Макаренко, А.В. Сухомлинский и др.). Они утверждают, что сотрудничество,является одним из определяющих основ современного обучения.
Проблема развития отношений сотрудничества в процессе какой-либо деятельности субъектов становится приоритетной для целого ряда отраслей психолого-педагогического направления. Особенно значимой эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). В новых стандартах начального общего образования при изложении требований к результатам обучения выделяется:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях (устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми, учиться просить о помощи);
- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- умение ставить и решать разнообразные коммуникативные задачи;
- действовать с учетом позиции другого и согласовывать свои действия;
- умение полно и ясно выражать свои мысли, задавать вопросы, владение монологической и диалогической формами речи» [14].
«Сотрудничество — это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности...
В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся» [25].
В общеметодологическом плане сотрудничать – действовать вместе, принимать участие в общем деле (С.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше суммы его частей [10].
Сотрудничество определяется в психологии следующим образом: «успех одного из партнеров способствует или препятствует реализации целей остальных» [20].
В современной гуманистически ориентированной педагогике слово «сотрудничество» обозначает одно из основных понятий. Приставка «со», «выделяет наличие обобщения при взаимодействии того, к чему она «приставлена» [4].
Значит сотрудничество – это взаимодействие людей в трудовой деятельности, то есть их совместная деятельность. Значимость сотрудничества заключается в том, что все партнеры по взаимодействию активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности, содействуют друг другу.
Анализ трудов А.Л.Журавлева, И.М.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича, А.В. Мудрика, Л.И.Уманского, Г.А.Цукермана, Н.И.Шевандрина и др. психологов позволил выявить следующие признаки сотрудничества:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асеев В.Г. Критерии социальной оценки личности в воспитательном процессе/ Психологические исследования социального развития личности: сб. науч. работ. М. 1991. С. 58 - 72.
2. Асеев В.Г. Мотивационная регуляция нравственного поведения личности.Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности / Сб.научн. трудов. отв ред. Шорохова Е.В., Левкович В.П. М., 1988. С.36-42.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова / А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская И.А. Володарская. М.: Просвещение, 2011. 152 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основыМ.,1982. 193 с.
5. Белова Е.С. Развитие диалога в процессе решения школьниками мыслительных задач // Вопросы психологии. 1991. №2. С.148.
6. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика СПб.: Изд-во «Речь», 2000. 440 с.
7. Бордовская Н. В. Педагогика: учебник. СПб.: Питер, 2004. 304с.
8. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. 144 с.
9. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников.М.: Владос-Пресс, 2007. 159 с.
10. Венецкая А.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе. // Начальная школа плюс до и после.2009. №1. С. 86-89.
11. Вергелес Г. И. Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников: Учебное пособие к спецкурсу. Л., 1989. 331с.
12. Вергелес Т.Н., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться. СПб. РГПУ им. А.И. Герцена, Союз: 2000. 160с.
13. Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М.,1977. 230 с.
14. Витковская И. М.. Обучение младших школьников в совместной деятельности. Псков, 2000. 96 с.
15. Волков Н.И. Организация учебной деятельности в малых группах./ Педагогическая психология: хрестоматия/ сотавит.: В.Н.Карандышев, Н.В.Носова, О.Н.Щепелина. СПб: Питер 2006. 412с.
16. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. М.: АПН РСФСР, 1956. 519 с.
17. Гражданцева В.А. Педагогика сотрудничества как условие развития личности / Начальная школа. 2008. №6. С.19-20.
18. Желтовская Л.Я. Особенности развития умения общаться у младших школьников // Начальная школа. 2014. №5. С.50-57.
19. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения. М., 2007. 152с. 25.Земленская Е.Н. Учебное сотрудничество младших школьников на уроках // Начальная школа. 2018. №3. С.48-51.
20. Иванова И.В. Учебное сотрудничество как средство формирования у учащихся оценки результата деятельности //Начальная школа. 2011. №2. С.90-94.
21. Корепанова О.В. Работа в группах как фактор эффективного обучения // Начальная школа плюс до и после. 2017. №1. 57-61.
22. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М.: ЭКСМО-Пресс, 2016. С. 54 - 68.
23. Наставничество в школе. Педагогические перспективные способы совершенствования культуры наставнической деятельности участников образовательных отношений : сборник ситуационных задач для слушателей курсов профессиональной переподготовки / Д. Ф. Ильясов, В. В. Кудинов, Е. А. Селиванова [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с.
24. Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012-2017 гг.
25. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология СПб.: Издательство «Питер», 2015. 416 с.
26. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.
27. Федеральный закон «Об образовании РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
28. Цукерман Г.А, Поливанова Н.К.Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни М.: Московский центр качества образования, 2019. 120 с.
29. Чикишева О. В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста. / Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч.конф. Пермь: Меркурий, 2018. С. 90-92.
30. Шаброва С.В. Опыт организации групповой работы на уроках окружающего мира // Начальная школа. 2014. с.36-38.
31. Шапаваленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2015. 349 с.
32. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников //Начальная школа. 2017 г. №2. С. 23-25.